Артём приехал на объект в семь утра, чтобы до жары и шума стройки осмотреть свой будущий подъезд. Воздух ещё пахнет ночной сыростью и свежевскопанной глиной. Он прошёл мимо кранов, свернул за угол и упёрся взглядом в ровную бетонную плиту, аккуратно выложенную по контуру фундамента. Всё выглядело идеально, почти стерильно.
Он достал из планшета распечатанный акт приёмки котлована, подписанный накануне. В документе стояла подпись прораба Виктора, человека с усталым лицом и вечной пачкой сигарет в нагрудном кармане. Артём сверял пункты, бормоча под нос: «Глубина выемки… Откосы… Укрепление…» Всё сходилось. Но его взгляд снова и снова возвращался к бетону. Что-то было не так.
Нестыковка в цифрах
Слишком ровная площадка
Он присел на корточки, провёл рукой по стыку плиты и грунта. Бетон лежал неестественно ровно, будто его положили на готовую, укатанную площадку. Но по акту, котлован принимали всего три дня назад, после недели ливней. Где следы техники? Где рытвины? Где грязь? Здесь было чисто, как в гараже после уборки.
Версия прораба
Виктор, появившийся словно из-под земли, хрипло пояснил, разминая сигарету: «Да мы там уплотнили всё, отсыпали, ты не волнуйся. Документы в порядке, акт подписан. Всё по уму сделано». Он ткнул пальцем в план: «Смотри, глубина та же, угол откоса не меняли. Просто быстро привели в порядок, чтобы не развозили грязь». Версия звучала правдоподобно, почти убедительно.
Находка в грязи
След от ковша
Артём отошёл к краю площадки, где начинался нетронутый грунт. Его глаза выхватили странный, едва заметный изгиб на земле – дугообразный след, глубокий и чёткий. След не от гусеницы бульдозера, а от ковша экскаватора. Свежий след, поверх него не было следов уплотнительной машины, о которой говорил Виктор. Этот след лежал поверх укатанного песка.
Разговор с водителем самосвала
У вахты курил водитель КамАЗа, привозивший щебень. На вопрос Артёма о работах на котловане, он усмехнулся: «Да какой котлован? Его же ещё в прошлый четверг вырыли, да так и бросили. Дожди шли. А вчера только подсыпали и плиту воткнули, за ночь». Четверг. А акт приёмки датирован средой, днём ранее. Получалась путаница в датах.
Объяснение за углом
Истинная причина спешки
Артём нашёл Виктора у бытовки. Тот, поняв, что попался, не стал отнекиваться. «Ладно, – выдохнул он, – смотри. В среду комиссия из горадминистрации была на соседнем объекте. Наш инженер по надзору гонит отчётность, ему надо было закрыть этап до их приезда. Чтобы не было вопросов. Котлован-то фактически готов был, мы его на неделю раньше вырыли. Просто акт задним числом оформили». Подпись в акте была нужна лишь для бумажки, чтобы отчитаться перед проверяющими, а не для фиксации реального состояния дел.
Итог инспекции
Артём сфотографировал след ковша, взял контакты водителя и распечатал акт с новой, карандашной пометкой о реальной дате работ. Прораб и представитель застройщика молча признали курьёз, пообещали переоформить документы без датских хитростей. Финансовых претензий не возникло, но доверие подкосилось изрядно.
Он наблюдал, как Виктор закуривает новую сигарету, нервно щурясь на бетонную плиту. Бумага оказалась сильнее бетона. Вот так и живём.
Что можно сделать в такой ситуации:
- Внимательно осмотрите место приёмки лично, не ограничиваясь бумагами.
- Поговорите с техническим персоналом на объекте – водителями, мастерами, они часто дают неофициальную картину.
- Фиксируйте все несоответствия на фото и видео с привязкой к дате и времени.
- Требуйте переподписания актов с указанием реальных дат и состояния работ.






























