Андрей приехал в свой новый дом на неделю раньше, чем планировал. Хотел заранее завезти коробки с книгами, пока в подъезде тихо. Но тишины не получилось.
С первого же шага на паркет стилобата его обдало запахом свежей краски и дорогой полировки. Всё блестело до ослепляющего глянца. Он потрогал рукой перила из матового металла – ледяные и идеально ровные.
Блестящая картинка и одна царапина
Не ко времени ремонт
У лифта суетились двое рабочих в чистой униформе с логотипом застройщика. Они начищали до зеркального блеска болты, крепящие к стене роскошную кожаную лавочку. Андрей крякнул: «Для вида, что ли? Люди уже заезжают». Старший рабочий, не отрываясь от работы, буркнул: «Приказ. К приёмке комиссии всё должно сиять».
Слишком хороши для черновой работы
Андрей присмотрелся. Болты на самом деле были не стальные, а под золото, с аккуратными прорезями под специальный ключ. Такие обычно не ставят в местах, где их могут снять или поцарапать. И уж тем более на объекте, где ещё идут отделочные работы. Слишком нарядно для подсобного помещения.
Вопросы без внятных ответов
Объяснение управляющего
Андрей зашёл в крошечный кабинет управляющего Виктора Петровича. Тот хмуро объяснил: «Повышаем класс объекта. Вместо стандартных скамеек – дизайнерские. Все довольны, стоимость квадратного метра растёт». На вопрос о золотых болтах отмахнулся: «Дизайн-проект. Мелочиться не хотим».
Царапина на идеале
Возвращаясь, Андрей снова прошёл мимо лавочки. Рабочих уже не было. Он провёл пальцем по шляпке одного болта. Под тонким слоем золотистой краски угадывалась обычная сталь. Но на другом болте краска была толще, а прорезь – чужого размера. Будто их собирали с разных комплектов.
Случайная находка и всё встаёт на места
Разговор у мусорного контейнера
Во дворе Андрей заметил того же старшего рабочего, который курил у бака. Тот выговаривал по телефону кому-то: «Я ж говорил, старые надо было в музей сдать, а не в утиль! Теперь одна лажа…». Увидев Андрея, резко замолчал и быстро ушёл.
Что скрывает блеск
Заинтересовавшись, Андрей заглянул в контейнер для строительного мусора. Среди обрезков гипсокартона валялись старые, с виду самые обычные чугунные скамейки. Ржавые, но чудовищно тяжёлые и монументальные. Именно такие, что раньше ставили в парадных сталинских домов. Их явно выбросили на замену новым бутафорским.
Объяснение за блестящим фасадом
Разговор на чистовом полу
Андрей подкараулил Виктора Петровича у лифта, прямо у той самой лавочки. Ткнул пальцем в болт: «Это стальной, покрашенный. А вон тот – латунный, но с сорванной головкой. Их же с разных мест свинтили?». Управляющий побледнел.
Простая арифметика
Оказалось, старинные чугунные скамьи, значившиеся в документах как «предметы исторического интерьера, подлежащие сохранению», решили пустить на металлолом. А на их место поставить лёгкие копии под старину. Разницу в весе и стоимости металла пустить на «золотые» болты и премию управляющему. Комиссия из мэрии, которая должна была оценить сохранность исторического облика, наверняка не стала бы вникать в детали крепежа.
Андрей сфотографировал и старые скамьи в контейнере, и болты на месте. Виктор Петровичу пришлось вызвать рабочих, чтобы те доставали чугун из мусора. Обещали «всё вернуть как было».
Через пару дней он наблюдал, как те же работники, уже без энтузиазма, вкручивали на место тяжеленные, неблестящие и по-настоящему ценные детали. Скандал вышел тихий, но показательный.






























