Алексей приехал в новую квартиру на стадии ремонта. Воздух пах пылью и свежей штукатуркой. Он проверял проводку, когда в дверном проёме возник человек в синем жилете с потрёпанным планшетом.
Контролёр вежливо поздоровался, показал квиток на оплату общедомовых нужд за текущий месяц. Алексей покопался в телефоне и нашёл точно такой же платёж, уже проведённый через банковское приложение неделю назад. Он показал экран контролёру. Тот пожал плечами: «Система глючит. Бывает. Оплатите бумажную, чтобы долгов не было».
Слишком старая новая квитанция
Алексей проводил взглядом удаляющуюся фигуру. В голове что-то щёлкнуло. Он снова посмотрел на бумажную квитанцию. Она была идеально чистой, отпечатанной на глянцевой бумаге, без привычных помарок и загибов. Та, что в приложении, выглядела проще, чуть бледнее.
Объяснение из управляющей компании
В офисе УК девушка-специалист бегло взглянула на оба документа. «Ничего странного, – сказала она, – просто дубликат. Один чек через банк, другой – наш, контрольный. Всё учтётся». Она говорила слишком гладко, как по написанному тексту.
След кассового аппарата
Алексей уже собирался уходить, но его взгляд упал на мелкий шрифт внизу бумажной квитанции. Там был номер фискального накопителя и дата регистрации аппарата. Он достал телефон, нашёл в интернете проверку чеков. Оказалось, кассовый аппарат, который выдал этот «дубликат», был зарегистрирован не на управляющую компанию, а на какой-то мелкий ИП.
Цепочка не к тому адресу
На следующий день Алексей разговорился с прорабом, работавшим этажом выше. Тот, чиркая карандашом по планшету, буркнул: «Да они тут всем новосёлам в этом месяце такие бумажки вручили. Говорят, старый контролёр уволился, новый обходит. Странно только, что он только наш дом осваивает».
Алексей поблагодарил и спустился вниз. Он понял, что «новый контролёр» работает только на их свечеленный дом, а его квитанции печатаются на аппарате, не имеющем отношения к УК.
Разговор у подъезда
Алексей подкараулил человека в синем жилете на следующее утро. Он не стал ходить вокруг да около, а сразу ткнул пальцем в данные проверки кассового аппарата. «Ваш ИП к нашей управляющей компании имеет какое отношение?» Контролёр смутился, заерзал. Из его сумки выглядывала пачка таких же глянцевых квитанций.
Выяснилось, что настоящий контролёр действительно уволился. Его «замену» нанял подрядчик, делавший в доме косметический ремонт подъездов. Он договорился с кем-то из УК о рассылке «дополнительных» квитанций. Деньги с них шли на мелкие неучтённые расходы – кофе, сигареты, обеды для рабочих. Настоящая УК о схеме не знала.
Итог с привкусом пыли
Алексей отправил скан обеих квитанций и расшифровку по кассовому аппарату на официальную почту управляющей компании. Через день ему перезвонил растерянный начальник УК, извинился и пообещал разобраться. Подрядчика сменили, а всем жителям новостройки пришло письмо с разъяснениями и извинениями. Обещали вернуть деньги.
Алексей смотрел, как со двора увозят последний контейнер с мусором от ремонта. Он думал, что аферы бывают не только с миллионами, но и с самыми обычными квитками, которые печатают на слишком хорошей бумаге.
Что можно сделать в похожей ситуации:
- Внимательно проверяйте все реквизиты в квитанции, особенно данные отправителя и номер кассового аппарата.
- Сверяйте бумажные платёжки с электронными версиями в личном кабинете на сайте УК или банка.
- Не стесняйтесь задавать вопросы напрямую в управляющую компанию, если что-то вызывает сомнения. Просите письменные разъяснения.
- В случае несоответствий обращайтесь с заявлением на официальный email УК, чтобы был зафиксирован ваш запрос.






























