Обустройство гаража, приспособления и полезные гаражные самоделки своими руками

2
5502

foto 1Обустройство и самоделки для гаража помогают воплотить в жизнь многие мечты владельца, превратив небольшое, изолированное сооружение в уютное, многофункциональное помещение.

Даже на небольшой по площади территории можно расположить не только автомобиль, но и мастерскую, склад , зону отдыха и многое другое.

Немного фантазии и труда позволят создать полезный и красивый уголок, в котором захочется проводить свободное время (смотрите еще: советы для дома).

Принципы обустройства гаража

По своей сути, гараж – это сооружение для хранения и обслуживания собственного автомобиля. Однако на практике, в условиях стесненности городского жилища, он становится хозяйственной постройкой, куда переносится все лишнее из квартиры и где можно производить определенные виды работ.

Нередко гараж является мужским клубом по интересам, где владелец проводит много время. При таком подходе правильное его обустройство позволит рационально использовать площадь и обеспечить минимальный комфорт.

Обустройство гаража строится на следующих принципах:

  1. Многофункциональность. Помимо основного назначения (хранение, обслуживание и ремонт автомобиля), в гараже обеспечиваются такие возможности – хранилище велосипедов, тележек и других «малых транспортных средств», спортинвентаря, а также бытовых предметов, которые нужны только изредка; хранилище продуктовых запасов (овощи, фрукты, консервация и т.д.); слесарная или столярная мастерская; место для реализации хобби; зона для общения и отдыха и т.п.
  2. Зонирование помещения. Даже в маленьком гараже имеет смысл разделить зоны разного назначения, что поможет их обслуживать.
  3. Оптимизация использования пространства, что очень важно в условиях его ограниченности.
  4. Удобство использования. Здесь важно выделить такие нюансы, как освещение, вентиляция, температура, чистота воздуха, запахи.
  5. Дизайн. Привлекательный внутренний интерьер улучшает психологическое воздействие обстановки и обеспечивает общее впечатление.

foto 2

При любом варианте обустройства, оно должно начинаться с проекта (плана), который должен строиться на указанных принципах. При этом должны учитываться важнейшие факторы – размер гаража и его конструкция, удаленность от основного места жительства, наличие коммуникаций, частота использования, финансовые возможности.

Как выбрать материалы для отделки?

Выбор отделочных материалов для внутреннего гаражного обустройства основывается на предъявляемых требованиях, которые несколько различаются для разных элементов конструкции.

Для потолка

В наиболее простых условиях находится потолок. При хорошей гидрозащите крыши основное требование к потолочной отделке – стойкость к газам и парам, поднимающимся вверх.

Особо следует выделить выхлопные газы автомобиля. Для отделки потолка можно использовать фанеру, гипсокартон, ДСП, доски или вагонку, полимерные панели. В качестве финишного покрытия может применяться покраска или побелка.

На стены

foto 3Для стен важно чтобы материал обладал негорючестью, водостойкостью, достаточной механической прочностью (не исключены режущие и царапающие воздействия).

Поверхность не должна легко впитывать грязь и очищаться с использованием обычных моющих средств. К наиболее распространенным стеновым отделочным материалам можно отнести следующие виды.

Штукатурка

В случае кирпичного или бетонного гаража она считается основным способом отделки стен. С помощью цементно-песчаного раствора обеспечивается ровность поверхности. Для финишного покрытия можно остановить выбор на краске фасадного типа.

Она имеет достаточную стойкость к различным агрессивным воздействиям. Цвет окрашивания зависит от выбранного стиля оформления всего интерьера и размеров гаража. Для совсем маленьких помещений больше подходят теплые, пастельные оттенки, которые визуально увеличат пространство.

Однотонная белизна не очень гармонирует с техническим назначением помещения. Яркость интерьера можно достигнуть желтым фоном.

Деревянная вагонка

Древесина выглядит натурально и создает привлекательный внешний вид. Важный недостаток – глубокое впитывание горюче-смазочных материалов, что создает трудно удалимые загрязнения.

Для того, чтобы устранить эту проблему, необходимо покрытие маслостойкими лаками. Кроме того, дерево относится к горючим материалам, что требует специальной противопожарной пропитки.

[stextbox id=’warning’]Советуем почитать: Преимущества и недостатки вагонки, ее виды[/stextbox]

Полимерные панели

Наибольшее распространение находит ПВХ-вагонка или ПВХ-панели. Такой материал является самозатухающим и не поддерживает горение. Он достаточно стоек к агрессивным воздействиям.

Современные панели выпускаются с широкой гаммой расцветок, что расширяет возможности дизайна. Один из выделяемых недостатков – низкая стойкость к царапающим и продавливающим нагрузкам, а также ударам. В то же время, отмечается ремонтоспособность панелей, когда поврежденные элементы можно легко заменить новыми.

foto 4

Керамическая плитка и декоративный кирпич

Такое покрытие является наиболее прочным и долговечным. Оно легко очищается от любой грязи и не изменяет своего цвета под агрессивными влияниями. Главный недостаток – высокая стоимость.

Напольные покрытия

Пол в гараже – это элемент конструкции, находящийся в наиболее тяжелых условиях. На него наезжает и на нем долго стоит тяжелый автомобиль. На пол периодически проливаются горюче-смазочные материалы, охлаждающая жидкость, топливо и другие агрессивные вещества. Снизу воздействует влага почвы и мороз в зимнее время.

Для таких условий реально подойдут такие материалы и технологии.

Бетонное покрытие

Такое обустройство пола считается наиболее простым и достаточно надежным. Покрытие может изготавливаться путем заливки бетона или из железобетонных плит. Обработка поверхности специальной мастикой увеличивает стойкость материала к агрессивным жидкостям, не давая проникнуть вглубь.

Для исключения накопления воды формируется элементарная дренажная система – отводящие желоба, в сторону которых выполняется небольшой уклон пола. Среди недостатков выделяется появление бетонной пыли при движении автотранспорта и других механических нагрузках.

foto 5

Брусчатка

Это достаточно дорогостоящее, но очень прочное и износоустойчивое покрытие. Оно имеет привлекательный внешний вид и относится к элитной категории. Использование тротуарной плитки разной формы, размера и цвета можно обеспечить нужный декор.

Керамическая плитка

Напольная плитка обладает недостаточной ударной прочностью и формирует скользкую поверхность.

Рекомендуем:  Экспонирующая камера: особенности и достоинства

Эластичные высокопрочные смеси

Бывают на акриловой, полиуретановой и эпоксидной основе. Это современный материал, который образует износоустойчивое покрытие, стойкое к агрессивным воздействиям. Ограничивает применение достаточно высокая стоимость.

Основные элементы обустройства

Задачей внутреннего обустройства гаража является обеспечение полноценного обслуживания автомобиля, в т.ч. проведение его ремонта; возможности выполнения гаражом других функций; комфортных условий для длительного нахождения человека и привлекательного дизайна.

Для решения задачи необходимо сооружение смотровой ямы; обеспечение оптимального складирования инструмента, деталей и различных предметов; оснащение специфическим оборудованием; установка осветительной аппаратуры, вентиляционной и обогревательной системы.

foto 6

Расширение полезной площади не представляется возможным в боковых направлениях. Надстраивание второго этажа также маловероятно. Остается единственный вариант – заглубление. В этом отношении погреб (подвал) различного назначения становится достаточно популярным элементом.

Смотровая яма

Смотровая яма – это углубление в земле, где человек может встать во весь рост и осмотреть днище автомобиля, а также провести необходимые ремонтные работы. Она размещается по центральной оси ворот для удобства въезда. Размеры ямы зависят от типа автотранспорта. Длина выбирается на 1-1,2 м больше длины машины, чтобы организовать спуск в нее. Универсальными признаются такие размеры: длина — 4,5-5 м, ширина — 75-85 см, глубина – 1,9-2,1 м.

При сооружении смотровой ямы важно обеспечить сухость в ней. Для этого особая роль отводится гидроизоляции дна и стенок. Скопление воды в яме не только усложнит пребывание в ней человека, но и вызовет активное воздействие влаги на днище автомобиля.

Типовая смотровая яма изготовляется при условии, что уровень залегания грунтовых вод находится ниже ее дна. В зависимости от используемых материалов она может иметь несколько разновидностей, но принцип сооружения у них аналогичен.

Роется яма, на дно которой засыпается подушка из песка и щебня толщиной 15-25 см. Укладывается гидроизоляция и утеплитель. Формируется дно и стенки. Выделяются такие варианты.

foto 7

Бетонная яма

Она изготавливается путем заливки раствора бетона. Для упрочнения конструкции дно и стенки армируются стальной сеткой. Толщина донной заливки и стенок составляет 10-12 см.

Для формирования вертикальных стенок предварительно устанавливается опалубка. В качестве гидроизоляции используется битумная мастика и рубероид.

Кирпичная кладка

Стены смотровой ямы можно сделать из кирпича. Для кладки рекомендуется использовать цементно-песчаный раствор с добавлением ингредиентов, увеличивающих водостойкость (например, жидкое стекло). С внешней стороны стенки (между грунтом и кирпичом) формируется глиняный замок, т.е. это пространство заполняется глиной с уплотнением.

Предварительно на стенку следует уложить гидроизоляцию из рубероида. Внутренняя поверхность кладки подлежит обязательной штукатурке, при этом желательно использовать монтажную сетку.

Деревянная облицовка

Это наиболее дешевый вариант. Стенки ямы укрепляются деревянными щитами, причем доски подгоняются плотно. С внешней стороны укладывается рубероидная гидроизоляция.

foto 8Если грунтовые воды подходят близко к поверхности, то исключить их просачивание в яму очень сложно.

В таком случае возникает необходимость монтажа смотровой ямы иного типа – в форме герметичного кессона.

В продаже имеются готовые металлические и пластиковые конструкции, предназначенные специально для этих целей и имеющие стандартные размеры смотровой ямы. Можно сварить стальную герметичную емкость и своими руками.

Для установки кессона роется яма нужной глубины. На дне формируется бетонное основание. После установки конструкции на подготовленный фундамент на стенки укладывается утеплитель, а зазор засыпается с тщательным уплотнением. Для повышения надежности можно залить в него раствор бетона.

Окончательное обустройство смотровой ямы предусматривает установку надежной и удобной лестницы для спуска в нее человека. Кроме того, должны быть предусмотрены меры безопасности. В отсутствии автомобиля над ямой, ее необходимо закрывать крышкой (съемным настилом).

Установка стеллажей

В гараже обычно хранится масса различных вещей. Для того чтобы они не находились в хаотическом виде и легко отыскивались при необходимости, важная роль отводится стеллажам. Эта простая конструкция позволяет расположить все предметы в определенном порядке и оптимально использовать пространство.

По сути, стеллаж представляет собой каркас, на котором закреплены полки разной ширины и различном порядке. Варьируя расстояние между полками, можно обеспечить складирование предметов любого размера.

[stextbox id=’warning’]Советуем почитать: Идеи по созданию полок своими руками[/stextbox]

Каркас гаражного стеллажа должен обладать достаточной прочностью. Чаще всего он изготавливается из стального уголка размером не менее 30х30 мм или металлической прямоугольной трубы. Все соединения лучше делать резьбовыми, что обеспечит сборно-разборную конструкцию, в т.ч. изменение расположения полок.

В принципе, можно использовать деревянный брус размером не менее 5 см, пропитанный противогнилостным составом, но прочность и долговечность у таких стеллажей пониженная, а горючесть – повышенная.

foto 9

Полки стеллажей выполняются из досок, водостойкой фанеры, ДСП или металлического листа. Покраска помогает продлить их срок службы. Глубина полок может варьироваться в широких пределах – от 30 до 100 см. Более широкие стеллажи используются редко, т.к. их сложно вписать в габариты гаража.

Нижние полки монтируются на высоте не менее 30-35 см от пола, что позволит обеспечить уборку. Расстояние между вертикальными стойками не должно превышать 60-65 см.

Оптимальное расположение стеллажей – вдоль всех стенок. Для надежности их следует закреплять к полу и стене. При этом надо зонировать полки. Отдельно располагаются автомобильные детали, инструмент, материалы и т.д. Бытовые вещи, уложенные на длительное хранение, лучше убрать на верхние полки и в дальние углы.

На нижних полках (более широких) надо предусмотреть место для более тяжелого и габаритного оборудования. Особая зона выделяется для легковоспламеняющихся веществ.

Рекомендуем:  Виды светильников

Полки для инструментов

foto 10Для удобства использования наиболее ходовой инструмент можно расположить на специальных полках. Каркас для них изготавливают из уголка.

Сами полки можно сделать из доски толщиной 2-3 см или ОСП толщиной более 20 мм. Кронштейны полок крепятся к стене с помощью анкеров.

Длина полки не должна превышать 65-70 см, т.к. может деформироваться под нагрузкой. Глубина выбирается в пределах 30-50 см.

Для мелкого инструмента можно установить закрытые полки, причем часть инструмента размещается на дверце. Удобно работать при установке инструмента вертикально в персональных ячейках. Они легко отыскиваются и просто извлекаются.

Верстак для гаража

При наличии места в гараже целесообразно установить верстак. Он поможет выполнять самые разные работы по ремонту автомобиля и решать различные бытовые проблемы. Гаражный верстак собирается на основе металлического каркаса из уголка размером не менее 30 мм. Его размеры ограничиваются свободным пространством.

Оптимальный вариант – длина 2-2,5 м, ширина – 75-85 см. Для устойчивости конструкции рекомендуется использовать опорные пластины размером не менее 10х10 см. Длят того чтобы стук не разносился далеко, между опорой и полом устанавливается резиновая прокладка толщиной не менее 15 мм.

[stextbox id=’warning’]Советуем почитать: Какие бывают самодельные станки и приспособления?[/stextbox]

Особенности гаражного погреба

Увеличить полезное пространство гаража можно за счет погреба. Он может сооружаться только при условии глубокого расположения подземных вод. Наиболее оптимальный вариант размещения погреба – пространство под задней частью гаража, куда не заезжает автомобиль, с входом через смотровую яму.

Погреб (подвал) обычно сооружается при возведении гаража. Для этого роется яма нужного размера и глубиной до 2-2,2 м. Обустройство производится аналогично смотровой яме – обеспечивается надежная гидроизоляция. Пол заливается бетоном с армировкой, а стены формируются из монолитного бетона или в виде кирпичной кладки.

Сверху необходимо уложить перекрытие. Для этого лучше всего подойдет железобетонная плита, но можно перекрытие сделать и из деревянных балок размером не менее 15х15 см. Вдоль стенок погреба устанавливаются стеллажи и другое оборудования в зависимости от назначения помещения.

foto 11

Обеспечение вентилирования и освещения

Правильная организация электрической и вентиляционной систем должны обеспечивать достаточный комфорт внутри гаража при полной безопасности. Электрические линии и вывод точек (розетки) должны соответствовать нормам и правилам эксплуатации электроустановок.

Вентиляция может быть естественной и принудительной. Наиболее распространенный вариант – вентиляционные решетки на воротах на высоте 25-30 см от земли и выход на задней стенке. Выход рекомендуется снабдить трубой высотой порядка 1 м над крышей, что обеспечит нужную тягу. При проведении в гараже работ с повышенным запылением и использованием химикатов необходима установка вытяжных вентиляторов.

Освещение должно быть достаточным для проведения работ в темное время суток. Предусматривается общее освещение всего помещения, а также местная подсветка в районе верстака и других рабочих зонах. Для смотровой ямы можно использовать переноски. Их можно сделать своими руками.

Для этого потребуется гибкий кабель с резиновой оболочкой и сечением жил не менее 2,5 мм². На одном его конце монтируется вилка (разъем) с заземляющим контактом. Второй конец снабжается переносным светильником с плафоном. Все соединения должны быть надежно изолированы.

foto 12

Обогреватель для гаража

В зависимости от размеров гаража и наружной температуры могут для обогрева могут использоваться такие устройства:

  1. Печи на жидком топливе (отработке). Основные плюсы – работа на отработанном масле, возможность обеспечения горячего водоснабжения и приготовления пищи (чая). Недостаток – необходимость выведения дымохода над крышей и периодическая чистка установки.
  2. При наличии газовой подводки можно использовать готовые газовые обогреватели (читайте: газификация в частном доме).
  3. Электрические обогреватели. Они наиболее популярны в гаражных условиях, но требуют повышенного внимания в части обеспечения безопасности. Часто используются обогреватели масляного типа. Для обогрева больших пространств применяются тепловые вентиляторы.
  4. Инфракрасные обогреватели. Их оптимальное расположение возле потолка, с направлением потока в направлении пола.

Все системы обогрева используются при необходимости. В гараже редко предусматриваются стационарные устройства с учетом сезонной потребности. Выбор обогревателя следует проводить с учетом норм пожарной безопасности, наличия коммуникаций и расхода электроэнергии.

Самодельный компрессор

В гараже наличие компрессора помогает решить различные проблемы – накачивание шин, питание пневматических инструментов, покраска и т.д. Простое устройство можно сделать своими руками из старого холодильника.

foto 13

Порядок сборки:

  1. Изготовление металлической емкости. В ней устанавливается 3 патрубка – входной, выходной и на слив конденсата.
  2. Компрессор холодильника соединяется с входным патрубком бака с помощью шланга.
  3. Заборный патрубок снабжается трубкой из резины, на конце которой закрепляется автомобильный воздушный фильтр.
  4. Между емкостью и компрессором устанавливается перепускной, стандартный клапан. Он срабатывает при достижении давления в 5-6 атм.

После подключения компрессора к электрической сети из емкости, выполняющей роль рессивера, через выходной патрубок можно забирать воздушный поток. С помощью такого устройства можно накачивать шины.

[stextbox id=’warning’]Советуем почитать: Как сделать навес своими руками для авто, для дома и дачи?[/stextbox]

Гараж – это место, где мужчина порой проводит все свое свободное время. Правильное и удобное его обустройство позволит максимально эффективно использовать это время.

foto 14

В гараже можно обеспечить хранение многочисленных деталей и производить нужные для дома работы. Обустроить его можно своими руками, для чего следует оптимально распланировать помещение.

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Обустройство гаража моя любимая тема) Начинал я с того, что сделал смотровую яму и обустроил вентиляцию. Это обязательно. Особенно вентиляция. И конечно, шкаф для одежды, верстак, полочки для инструмента и мелочевки. Утеплять я гараж не стал, так как это не является для меня необходимым. А вот тепловую электрическую пушку купил. Иногда бывает необходимо в морозы прогреть гараж. Прогревается минут за двадцать — тридцать.

  2. У меня много времени заняло самостоятельное сооружение в гараже погребка. А у нас это нужно, так как там храним мы и овощи/фрукты с дачи и привозим много овощей/фруктов от родителей жены из деревни под Волоколамском. Так что изготовление погреба одна из хороших функций гаража.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь